КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Дневник 43-го Шаляпинского фестиваля: гала-концерт

Дневник 43-го Шаляпинского фестиваля: гала-концерт

05 МАРТА 2025

Дневник 43-го Шаляпинского фестиваля: гала-концерт

Одна из традиций Шаляпинского фестиваля – завершать оперный форум гала-концертом. В этом году, учитывая небывалый интерес со стороны казанских меломанов, концертов было два, с одинаковой программой. Попасть в программу гала-концертов – почётно для артистов, а побывать в качестве зрителей – невероятно престижно.

Сколько замечательных артистов в этих оперных гала выступило за эти годы –практически, весь цвет российской оперной сцены… За десятилетия программы гала-концертов были разными, менялись поколения артистов, какие-то концерты были тематическими. С годами появлялись новые технические и художественные возможности сцены театра имени Джалиля. Это прибавляло зрелищности и динамики гала-концертам. Неоспоримо одно – такие гала-представления не были похожими друг на друга и всегда вызывали огромный интерес казанской публики.

Решающее значение в успехе любого гала-концерта – это программа и её воплощение. Организаторам 43-го Шаляпинского фестиваля удалось собрать первоклассных артистов. Первое отделение концерта было отдано популярным оперным фрагментам, имеющим в большинстве своём отношение – прямо или косвенно – к творчеству Шаляпина. Концерт начался с «шаляпинского» пролога в исполнении баса Мариинского театра Михаила Колелишвили, хора и оркестра. Покорила зрительный зал колоратурное сопрано Мариинского театра Антонина Весенина арией Лакме из одноимённой оперы Л.Делиба. Надо напомнить, что в этой опере в партии Нилаканты (отца Лакме) в свое время блистал Фёдор Иванович. Куплеты Мефистофеля (еще одна коронная партия Шаляпина) из оперы Гуно «Фауст», ярко исполненные Михаилом Казаковым и хором театра, предваряли хореографическую сцену «Вальпургиева ночь» из той же оперы: ее блистательно исполнил балет театра (солисты Кристина Андреева-Захарова, Вагнер Карвальо и Олег Ивенко).

Приятной неожиданностью было появление в гала-концерте солиста Большого театра, звёздного баритона Игоря Головатенко. Он со Светланой Касьян (театр им. Джалиля) в дуэте из оперы Верди «Макбет» своим талантом и мастерством произвели на публику неизгладимое впечатление.

Второе отделение гала-концерта было отдано «легкому жанру» с акцентом на венскую классическую оперетту. Совершенно неожиданно для публики было услышать в исполнении прекрасных оперных артистов Гульноры Гатиной и Артура Исламова (театр им.Джалиля) дуэт из оперетты Кальмана «Сильва» – это было очень стильно и убедительно. Приятный сюрприз зрительному залу преподнесла Светлана Касьян, безукоризненно и со сценическими находками исполнившая арию Анны-Элизы из оперетты Легара «Паганини».

В программе второго отделения были два номера, которые я бы назвал «высшим вокальным пилотажем»: полюбившаяся казанской публике Антонина Весенина исполнила арию Канигунды из мюзикла Бернстайна «Кандид», а солист московского театра «Новая опера» Алексей Татаринцев спел арию Тонио из комической оперы Доницетти «Дочь полка» с девятью предельными для тенора верхними «до». Зал и так был покорён всеми артистами, а тут уж творилось что-то невообразимое!

Гала-концерт 43-го Шаляпинского фестиваля можно смело назвать музыкальным приношением великому Фёдору Ивановичу Шаляпину. Свою весомую лепту в это приношение внесла и балетная труппа театра, во втором отделении исполнившая Гран-па из балета Минкуса «Дон Кихот» – образа, совсем не чужого для Шаляпина. Это был, можно сказать, парад-алле двух Китри – Кристины Андреевой-Захаровой и Маргариты Шрайнер (Большой театр) – и двух Базилей – Олега Ивенко и Вагнера Карвальо. Балетная труппа танцевала так, как на самом главном спектакле в их жизни. Публика, которая всегда чувствует отношение к ней со стороны артистов, в знак благодарности долго не отпускала их со сцены.

Тут уместно сказать несколько добрых слов о хоре и оркестре. Эти базовые коллективы Татарского театра оперы и балета были безукоризненны, представ во всей своей красе, при этом выдержав такую огромную творческую нагрузку. Дирижировали концертами Андрей Аниханов (Россия), Марко Боэми (Италия) и Эйюб Кулиев (Азербайджан). Все они проделали огромную подготовительную работу к концерту, и публика каждого дирижёра встречала овациями.

Завершал гала-концерты любимец казанской публики, солист Мариинского театра Ахмед Агади. Он на сегодняшний день – один из самых востребованных теноров на всём пост-советском пространстве, но если его приглашения в Казань совпадают с другими, то Ахмед делает выбор в пользу оперного театра столицы Татарстана. Конечно, ничего эффектнее для завершения, чем знаменитое ариозо Калафа «Nessun dorma» из оперы Пуччини «Турандот» в исполнении Агади лучше и не придумать. Зал был настолько уже «раскалён» от оваций, что Ахмеду оставалось только хорошо спеть, что он с удовольствием сделал.

Огромный вклад в успех гала-концертов внесла режиссёр-постановщик Светлана Смирнова, а также художник-постановщик Гарри Гуммель и художник по свету Сергей Шевченко. Каждый концертный номер сопровождался концептуально продуманным видеоартом и компьютерной графикой, а между номерами в качестве рефрена на сцене был портрет Ф.И. Шаляпина. Это было красиво, динамично и со смыслом.

43-й Шаляпинский фестиваль завершен. В его рамках состоялась премьера оперы «Кармен», были представлены 3 русские оперы, 4 зарубежные (в том числе «Манон Леско» Пуччини – премьера), национальная опера «Сююмбике» Р.Ахияровой, Реквием Верди и 2 гала-концерта. В Казани выступили более 25 певцов-гастролёров, а также 6 дирижёров. В Национальной библиотеке РТ состоялись 7 просветительских лекций параллельной программы, посвященные знаковым именам и событиям. В дни фестиваля все службы театра работали чётко, слаженно – впрочем, как и всегда.

Вершиной этой махины под названием «Шаляпинский фестиваль» является дирекция Татарского академического театра оперы и балета им. Джалиля во главе с легендарным директором Рауфалем Сабировичем Мухаметзяновым, от которого зависит всё или почти всё, и его заместителями Юрием Ларионовым и Эдуардом Багаутдиновым. А самое верное отражение деятельности работы оперно-балетного театра в Татарстане – это отношение казанцев к нему. Публика до отказа заполняет зрительный зал на каждом спектакле – и это главное!

43-й Шаляпинский фестиваль стал частью истории. До встречи на фестивале в 2026 году!

Николай Рыбинский (Москва – Казань)