Дневник 43-го Шаляпинского фестиваля: «Пиковая дама»
18 ФЕВРАЛЯ 2025
«Вчера играли в карты у конногвардейца Нарумова…»
Из повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»
«Пиковая дама» – пожалуй, самая мистическая опера в истории русского искусства. Режиссёр Юрий Александров и художник Виктор Герасименко – авторы постановки этой оперы в театре им.М.Джалиля (2017) – решили подчеркнуть сумрачность места действия и мистику Петербурга, сделав это доминантой. Юрий Александров, добавив «потусторонности» всей опере, разными приёмами «усилил» роль Графини.
В рамках Шаляпинского фестиваля в спектакле 16 февраля партию Графини пела блистательная Ольга Бородина (Мариинский театр). И действительно, это была главная мистическая героиня, окруженная «танцующими» приживалками! Какую-то часть режиссерских мизансцен своим авторитетом Ольга Владимировна, сторонница классического прочтения шедевров, несколько изменила – и получилось очень хорошо!
Труднейшую партию Германа впервые на фестивале пел тенор Иван Гынгазов («Геликон-опера»), сейчас очень востребованный в разных театрах. Его красивый, ровный на всём диапазоне голос («tenore spinto», как говорят итальянцы), а также актёрская игра убедили публику, что это и есть тот самый «странный человек», как его характеризует в первой картине оперы Чекалинский. Дебют Ивана Гынгазова в партии Германа на Шаляпинском фестивале оказался очень успешным!
Еще одной дебютанткой фестиваля стала Дарья Филиппова (Московский музыкальный театр им.Станиславского и Немировича-Данченко) в партии Лизы. Приглашение на Шаляпинский фестиваль стало для неё честью, призналась Дарья на традиционном пресс-подходе перед началом спектакля. Дарья сильна своим лирическим дарованием, что она великолепно продемонстрировала на спектакле. Певица очень понравилась публике. Впервые в партии князя Елецкого на фестивале выступил солист театра им.М.Джалиля Артур Исламов, накануне спектакля удостоенный Республиканской премии имени И.Шакирова. Он произвёл на публику яркое впечатление и голосом, и внешностью, и сценическим обаянием.
Особым преимуществом и, я бы сказал, «шиком» фестивальных спектаклей является приглашение для участия даже во вторых партиях хороших артистов из других театров. Так было в «Пиковой даме» и на этот раз. К примеру, в партии Чекалинского прекрасно выступил Максим Остроухов («Новая опера», Москва), Сурина – Андрей Валентий (Большой театр Республики Беларусь). Это давало ощущение «глубины» состава, ансамбля…
В очередной раз восторг вызвала работа хора театра (главный хормейстер Юрий Карпов) Ему есть, где «развернутся» в этой опере, а режиссёр так поставил спектакль, что группе женского хора приходилось во время пения еще и танцевать или делать некие загадочные синхронные «па». И это у них получилось! Спектаклем продирижировал маэстро Эйюб Кулиев (Азербайджан). По окончании спектакля публика устроила артистам и дирижёру 10-ти минутную стоячую овацию.
Отдельно хотелось бы сказать о работе художника-постановщика спектакля Виктора Герасименко. Мне когда-то казалось, что никто не сможет представить «Пиковую даму» лучше, чем Владимир Дмитриев в Большом театре в постановке 1944 года. С этим спектаклем наш оперно-балетный флагман объездил половину мира, и на родной сцене он «жил» более сорока лет. С 1996 года этот спектакль (с декорациями, воссозданными по эскизам В.Дмитриева) с успехом шёл и в театре им. Джалиля. Но вот в 2017-м году в Казани появилась новая «Пиковая дама». Художник Виктор Герасименко вместе с художником по свету Антоном Стихиным воссоздали на сцене визуальный образ Петербурга – города туманного, зыбкого, таинственного. Всё визуальное решение спектакля – в камне, который то вдруг становится малахитом, то мрамором, то гранитом, а художественный свет и видеопроекции только добавляют ярких впечатлений. Это очень интересная, самобытная работа, оставляющая яркие впечатления.
В тот же день в Национальной библиотеке РТ состоялась очень интересная и во многом поучительная лекция «Шаляпинский музей-театр в Уфе: история одного проекта». Автор проекта музея, Анастасия Баранова, очень ярко рассказала и показала, как из одного-единственного факта (дебют молодого Шаляпина в Уфе) можно сделать нечто интересное и привлекательное. Браво!
43-й Международный оперный фестиваль им.Ф.И.Шаляпина 19 февраля продолжит «Тоска» Джакомо Пуччини. О ней – в следующем выпуске нашего Дневника.
Николай Рыбинский (Москва-Казань)