Дневник 43-го Шаляпинского фестиваля: Реквием Верди
07 ФЕВРАЛЯ 2025
Некоторые оперные театры, в том числе театр им.М.Джалиля, имеют в своём арсенале вердиевский Реквием, но это сочинение, как правило, исполняется нечасто: театр всё же должен оставаться театром. Реквиема Джузеппе Верди не было в афишах Шаляпинских фестивалей восемь лет – тем интересней, как мне кажется, такое обстоятельство для казанской публики, которая явно соскучилась по этой божественной музыке!
Латинский канонический текст заупокойной мессы – это, пожалуй, всё, что есть религиозного в Реквиеме Джузеппе Верди. История создания сочинения весьма интересна. Когда в 1868 году ушёл из жизни Джоаккино Россини, то по инициативе Верди и по договорённости с уважаемыми современниками, 12-ю композиторами-итальянцами, было решено написать Реквием. Каждому по жребию нужно было сочинить один номер (Верди достался последний – «Libera me»). Говорят, что композиторы выполнили свою работу, но по каким-то организационным причинам исполнение не состоялось. Маэстро не оставил идею сочинения заупокойной мессы. Смерть в 1873 году любимого поэта Верди Алессандро Мандзони потрясла композитора и ускорила процесс сочинения. В память о поэте через год после его кончины Реквием был исполнен в миланском соборе Святого Марка – солистами, хором и оркестром дирижировал сам Верди. Через 10 дней с огромным успехом Реквием был исполнен в театре «Ла Скала». Партию сопрано тогда пела любимая певица маэстро Тереза Штольц.
Но вернёмся в наши дни. Реквием Верди прозвучал 4 февраля в рамках 43-го Шаляпинского фестиваля. На сцене – хор и оркестр Татарского академического театра оперы и балета им. Джалиля, солисты – Светлана Касьян (сопрано), Агунда Кулаева (меццо-сопрано) Алексей Татаринцев (тенор) и Михаил Казаков (бас), дирижёр Марко Боэми (Италия).
Реквием Верди – произведение сложное для исполнения, особенно для солистов-вокалистов. У каждого из них – свой сольный номер, практически ария, есть и дуэты, трио, квартеты. Если в оперном спектакле ещё как-то можно «скрыться» за ролью, образом, то в Реквиеме артист остаётся один на один с музыкой. И нужно показать не только сам голос, но и умение им тонко владеть.
Для меня приятным сюрпризом оказалось вступление сопрано Светланы Касьян (театр им. Джалиля). Она прекрасно владеет приёмом mezzo-voce, а без него успешно Реквием Верди не споёшь. У Светланы Касьян – это её сильная сторона. Я много раз слушал меццо из Большого театра Агунду Кулаеву в спектаклях, концертах... Оказалось, что Агунда сильна и в кантатно-ораториальном жанре: она показала блистательный голос, данный ей природой, и виртуозное владение им. Лакмусовая бумажка в партии тенора в Реквиеме – ария «Ingemisco». Те, кто хорошо знаком с вердиевским Реквиемом, ждут её. Алексей Татаринцев из московского театра «Новая опера» спел эту арию божественно. Не сильно ошибусь, если скажу, что самым опытным из солистов был бас Михаил Казаков (театр им. Джалиля, Большой театр). Он участвовал в Реквиеме ещё в 2000 году и на этот раз также показал высокий класс пения.
Реквием Верди стал своего рода бенефисом хора (главный хормейстер – Юрий Карпов) и оркестра Татарского театра оперы и балета им. Джалиля. Марко Боэми буквально парил над всем этим действом – и это было, наверное, лучшее исполнение вердиевского Реквиема за все годы Шаляпинских фестивалей.
У поэта Андрея Деменьева есть такие строки: «Пусть другой гениально играет на флейте, но ещё гениальнее слушали вы». Именно такая – гениальная – публика была в зрительном зале театра им. Джалиля 4 февраля! Кажется, зрители не пропускали ни одного звука великой музыки Верди. Исполнению предшествовал, как теперь принято на Шаляпинских фестивалях, пресс-подход. Светлана Касьян, Михаил Казаков и Марко Боэми, не сговариваясь, выразили своё восторженное отношение к гениальному сочинению Верди и сожаление, что его приходится исполнять редко. Таким был вечер 4 февраля на XLIII Шаляпинском фестивале!
Николай Рыбинский (Москва-Казань)