КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Дневник 43-го Шаляпинского фестиваля: «Тоска»

Дневник 43-го Шаляпинского фестиваля: «Тоска»

20 ФЕВРАЛЯ 2025

Дневник 43-го Шаляпинского фестиваля: «Тоска»

В оперном мире бытует мнение, что если падает посещаемость театра публикой, то нужно непременно ставить «Тоску» Джакомо Пуччини. Эта опера не требует большой труппы, при этом она кассовая: многих зрителей привлекают известные названия и сюжеты. Но у театра им. Джалиля с посещаемостью давно уже нет проблем, а «Тоска» на протяжении как минимум 30 последних лет практически всегда есть в афише лишь только потому, что это одна из подлинных жемчужин мирового оперного репертуара.

В «Тоске» три главных действующих лица – классический любовный треугольник. Вот только любовь у каждого своя, и каждый платит за любовь жизнью... Сюжет истории развивается стремительно, по сути – за несколько часов. Видимо, поэтому и спектакль, поставленный в Казани режиссером Юрием Александровым и художником Вячеславом Окуневым в 2022 году, оказался динамичным, красивым и традиционным в хорошем смысле этого слова.

На этот раз в титульной партии этой оперы нам довелось услышать Светлану Касьян (театр им. Джалиля). Роль Каварадосси исполнил Ахмед Агади (Мариинский театр), а Скарпиа – Станислав Трифонов (Большой театр Республики Беларусь). Этих артистов из разных театров объединила великая музыка Пуччини, в операх которого режиссура не очень-то требуется, не перестану это утверждать. Хорошие режиссёры при постановках опер Пуччини действуют по медицинскому принципу: «Не навреди!» – и именно так создавался спектакль Юрием Александровым.

Светлана Касьян в роли примадонны Флории Тоски продемонстрировала мастерское владение голосом, была убедительна по образу – это был хороший уровень фестивального спектакля. В роли кровожадного барона Скапиа выступил Станислав Трифонов. Этот баритон часто выступает на казанской сцене и всегда производит на публику яркое впечатление, в том числе своей мощной фактурой, чему соответствует и его силовая манера пения, особенно в верхнем регистре диапазона голоса. Ахмед Агади в роли художника Каварадосси оказался движущей силой спектакля: его голос, темпераментная актёрская игра, пение «на разрыв аорты» – это то, что всегда чувствует публика, награждая питерского тенора овациями.

Великолепно себя проявили хор, оркестр и солисты театра им.Джалиля. Из них я бы выделил (в который раз!) молодого, артистичного баса Ирека Фаттахова в партии Ризничего. Спектаклем дирижировал маэстро Марко Боэми (Италия). Он уже более 20 лет участвует в программах Шаляпинских фестивалей, его очень любит казанская публика. Он уверенно провёл спектакль, хотя не со всеми темпами (особенно в 3-м акте) с маэстро можно было согласиться.

Каких бы звёздных солистов и дирижёров организаторы Шаляпинских фестивалей ни приглашали, но без хороших «базовых» коллективов – хора, оркестра – говорить о полноценных спектаклях невозможно. В театре имени Джалиля эти два коллектива великолепны: они, если образно говорить, как два крыла одной красивой птицы. 

17 и 18 февраля в Национальной библиотеке РТ состоялись лекции, посвященные оркестру и хору театра. Об истории оркестрового коллектива рассказали директор, солистка оркестра Марина Беговатова и руководитель литературной части Жанна Мельникова. Лекция прошла под эгидой проекта «Эпоха традиций», инициатором которого стал еще один солист оркестра, виолончелист Сергей Пономарев. Было полезно узнать и о самом коллективе, и об отдельных талантливых музыкантах, и о дирижёрах, работавших на протяжении всей полуторавековой истории оперы в Казани. О хоре театра заинтересованной аудитории рассказали главный хормейстер Юрий Карпов и артист хора Рамиль Мурадымов. Вспоминали старых артистов, хормейстеров, чей опыт, знания передавались из поколения в поколение. И сегодня коллективом хора театра можно гордиться. Это настоящие артисты, способные на многое!

А программу 43-го Шаляпинского фестиваля на этой неделе продолжит ещё одна опера Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй», о которой ­– в следующем выпуске нашего дневника.

Николай Рыбинский (Москва – Казань)