КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Дневник 43-го Шаляпинского фестиваля: «Трубадур»

Дневник 43-го Шаляпинского фестиваля: «Трубадур»

28 ФЕВРАЛЯ 2025

Дневник 43-го Шаляпинского фестиваля: «Трубадур»

Близится к завершению программа 43-го Международного оперного фестиваля им.Шаляпина. 27 февраля на сцене Татарского театра оперы и балета имени М.Джалиля состоялся заключительный спектакль оперной «части» форума – «Трубадур» Дж.Верди. Этот спектакль в 2015 году поставили в Казани музыкальный руководитель и дирижёр Василий Валитов, режиссёр Ефим Майзель (США) и художник Виктор Герасименко.

Массивные декорации спектакля переносят зрителя в Испанию, в средневековый замок с мрачными готическими серыми сводами. И хотя костюмы персонажей – несколько из другой эпохи, такое обстоятельство никого не смущает, потому что Ефим Майзель решил не отклоняться от либретто С.Каммарано и Л.Бардаре по драме А. Гутьерреса, строго следуя партитуре Верди. Декорации в спектакле представляют собой конструкцию-трансформер – то это средневековый замок, то опушка леса с цыганским табором, то храм, то тюрьма. Такие трансформации вкупе с компьютерными проекциями, видеоартом и художественным светом (Даниил Герасименко и Айвар Салихов) придают динамичность кровавой истории.

В центре сюжета оперы – классический любовный треугольник, участниками которого становятся фрейлина Леонора (Марина Нерабеева), трубадур Манрико (Михаил Пирогов) и граф ди Луна (Эвез Абдулла). В этот треугольник стремительно «врывается» цыганка Азучена (Софья Голд)… Надо сказать, что все названные артисты вместе или по отдельности уже пели в этой постановке на казанской сцене. Это облегчало задачу их «вхождения» в спектакль и взаимодействия с партнёрами.

Перед показом оперы состоялся пресс-подход к участникам спектакля. Журналисты, оперные критики встретились с дирижёром Василием Валитовым, певцами Михаилом Пироговым и Эвезом Абдуллой. Все спикеры, не сговариваясь, отметили высокий уровень спектаклей Шаляпинского фестиваля, их красоту и аутентичность; признались, что участвовать в фестивале – большая честь для каждого из них.

Кастинг солистов был удачным. Для меня открытием 43-го Шаляпинского фестиваля стала Софья Голд – меццо-сопрано из Израиля – в партии Азучены. И по образу, и по голосу, и по актёрскому темпераменту она, пожалуй, лучшая Азучена в этой постановке, начиная с 2015 года. Профессионалом высокой пробы показал себя Эвез Абдулла в роли графа ди Луна. Манрико пел Михаил Пирогов. Я его давно не слышал и по вчерашнему выступлению могу сказать, что он явно «прибавил» во всех компонентах оперного искусства. Стабильно провела свою партию Марина Нерабеева (Леонора).

В который раз отмечаю хор театра им.Джалиля: мощно и вместе с тем с невероятной нюансировкой прозвучал знаменитый хор цыган во втором действии, абсолютно божественно был исполнен женский хор «Miserere» (сцена в храме). Большая часть сценического времени Верди в партитуре оперы «Трубадур» отдана мужскому хору – он оказался очень органичным и ярким элементом спектакля, впрочем, как и оркестр, ведомый дирижёром Василием Валитовым. Публика в зале это сполна оценила и долго не отпускала артистов со сцены по окончании спектакля.

«Трубадур» – это, к сожалению, последний спектакль основной оперной программы 43-го Шаляпинского фестиваля. Впереди ещё два гала-концерта, о которых мы расскажем в следующем выпуске Дневника.

А пока, подводя итоги месячного фестивального марафона, отмечу, что все 11 спектаклей прошли на очень высоком уровне. Стало доброй традицией проведение параллельных программ, носящих просветительский характер. Лекции-беседы в Национальной библиотеке РТ были посвящены оперному искусству, знаковым именам, а также «базовым» коллективам театра им.Джалиля – хору и оркестру. Самое важное, что такие программы (куратор – руководитель литературной части Жанна Мельникова) находят живой отклик аудитории, которая всё больше и больше «прирастает» молодыми лицами. Неотъемлемой частью фестиваля стали пресс-подходы к артистам (пресс-секретарь – Ярослава Балянина). Такое общение помогает журналистам ближе познакомиться с теми, кто через какие-то 20 минут выйдет на сцену. Всё это я отношу к исключительно продуктивной и творческой работе литературного отдела театра.

Добрые слова хочу адресовать и такой важной структуре, как административная служба театра им.Джалиля (главный администратор Елена Яковлева). Этот отдел в дни Шаляпинского фестиваля (впрочем, как и всегда) работал, как совершенный часовой механизм. Удивительно, но при этом театр обошелся в основном теми силами, что есть в штатном расписании. Невозможно упомянуть имена всех, кто был задействован в фестивале – это и сотрудники художественно-постановочной части, и специалисты закулисных профессий, и административная часть, и служба работы со зрителями, и многие другие. Главное, что все сотрудники коллектива под руководством Рауфаля Мухаметзянова приложили максимум усилий, чтобы 43-й Шаляпинский фестиваль прошел на высоком уровне.

Николай Рыбинский (Москва-Казань)