КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Дневник 43-го Шаляпинского фестиваля: «Жизнь за царя»

Дневник 43-го Шаляпинского фестиваля: «Жизнь за царя»

26 ФЕВРАЛЯ 2025

Дневник 43-го Шаляпинского фестиваля: «Жизнь за царя»

Опера Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя» – знаковая для всей России, а для Казани особенно: именно с неё в городе начались постоянные оперные сезоны в 1874 году. Партию Ивана Сусанина пел Фёдор Иванович Шаляпин, в том числе и в Казани с 1899 году.

Постановку оперы «Жизнь за царя», которая прозвучала в рамках 43-го Шаляпинского фестиваля 24 февраля, осуществили в 2024 году дирижёр Андрей Аниханов, режиссёр Юрий Александров и художник Вячеслав Окунев. У них получился добротный спектакль, хотя к художнику-постановщику у меня есть некоторые вопросы. Например, почему дом Сусанина в селе Домнино под Костромой как внутри, так и снаружи больше похож на коттедж в альпийской деревне, а не на русскую избу? Почему планшет сцены поднят под углом в 45 градусов? Да, это эффектно смотрится из зала, но что стоит артистам передвигаться по такой поверхности? Кроме того, подъем сцены значительно сократил пространство для танцев в «Польском акте». Отмечу со знаком плюс то, что постановщики активно использовали видеоарт и проекции: это позволяло за считанные минуты «перенести» зрителей из села Домнино, где жил Сусанин, в Польшу или в заснеженный лес под Костромой. Это было очень красиво! Спектакль получился динамичным – в первую очередь всё же благодаря музыкальной редакции оперы, что была сделана в Татарском академическом театре оперы и балета им.Джалиля.

Партию Сусанина 24 февраля пел бас Мариинского театра Михаил Колелишвили – мощно, ярко, выразительно, актёрски достоверно. Великолепно была исполнена им знаменитая ария «Чуют правду». Труднейшую партию Богдана Собинина спел коллега Колелишвили по театру – молодой тенор Кирилл Белов. Его голос насыщен обертонами, с ярким верхним регистром, но в образе у него превалирует лирическое начало. Отмечу в его исполнении сцену «Братцы, в метель» – Кирилл пел её в тональности оригинала, с запредельными для тенора нотами, что делает ему честь.

Запоминающийся образ Антониды создала солистка Татарского театра оперы и балета Гульнора Гатина. Замечу, что певица накануне пела партию Баттерфляй, и ей нужно было с итальянской оперы перестроиться на «русское бельканто» – и вокально, и эмоционально, что совсем не просто. В роли Вани выступила Екатерина Сергеева, солистка театра им.Джалиля и Мариинского театра. Эта партия написана композитором для женского голоса контральто: увы, по нынешним временам – это практически исчезнувший голос на всём мировом оперном пространстве. Екатерина Сергеева была очень убедительна актёрски, чем подкупила публику. Отмечу работу кастинг-менеджера театра Елены Остроумовой: сейчас собрать на фестивальный спектакль равноценный ансамбль солистов высокого класса, особенно на такую оперу, как «Жизнь за царя» – невероятно сложно.

Не могу не сказать несколько слов о базовых коллективах театра. «Жизнь за царя» – хоровая опера, на артистов хора ложится большая драматургическая и смысловая нагрузка. На протяжении всего спектакля хор (главный хормейстер Юрий Карпов) не терял звучности и яркой тембральной окраски. Очень хорошо звучал оркестр под чуткими руками дирижёра Андрея Аниханова. Конечно, сказывается в лучшую сторону, что маэстро Аниханов был музыкальным руководителем оперы при её постановке.

Значительный пласт сценического времени (такова драматургия этой оперы) занимают танцы во второй картине первого действия – так называемый «Польский акт». У хореографа Надежды Калининой была совсем не простая задача. Считается, что балетмейстер Ростислав Захаров в Большом театре сочинил эталонный вариант танцев «Польского акта» (постановка 1939 года). Но в той версии, что была представила нам Калининой вместе с великолепной балетной труппой театра им.Джалиля, опровергались все каноны, и результат получился блистательный! По окончании спектакля публика в зале аплодисментами и криками «Браво!» не давала возможности закрыть занавес. Так эмоционально воздействовала на публику опера Глинки «Жизнь за царя» и, конечно, великолепные артисты, выступившие в спектакле!

В основной программе 43-го Международного оперного фестиваля имени Шаляпина остался лишь один спектакль – опера Верди «Трубадур». О ней – в нашем следующем выпуске дневника!

Николай Рыбинский (Москва-Казань)