Дневник XLII Шаляпинского фестиваля: «Аида»
16 ФЕВРАЛЯ 2024
…Когда тот или иной театр берётся за постановку «Аиды», то всегда идет на риск. Во-первых, для исполнения этой оперы нужны большие роскошные голоса – и не только солистов, но и хора. Во-вторых, за полтора века «Аида» обросла определенными штампами, а кто их нарушает, перенося сюжет оперы во времена Третьего рейха или некую «банановую республику», тот сталкивается с тем, что спектакль долго в репертуаре не задерживается.
В театре имени М.Джалиля режиссёр «Аиды» Юрий Александров и художник Виктор Герасименко в 2013 году решили быть в рамках традиций и сотворили, согласно либретто и партитуре Верди, очень красивый, с современными театральными технологиями спектакль. Они ничего не додумывали за автора, сохранив имперский характер истории, заложенной в основу сюжета. Да, образы главных героев в «Аиде» априори статичны, но эта опера всегда была для певцов испытанием на исполнение вердиевского репертуара. Тем более что Шаляпинский фестиваль – это, прежде всего, витрина певческих голосов, а не режиссёрских «наворотов», и это надо принимать, как данность.
Титульную партию исполнила сопрано Светлана Касьян. Помимо Московской консерватории, она прошла хорошую школу Молодежной оперной программы Большого театра, спектакли самого театра, имеет ряд престижных наград и множество ангажементов на европейских сценах, где Светлану однажды назвали даже «второй Марией Каллас».
Тенор московского театра «Геликон-опера» Иван Гынгазов уже во второй раз поёт на Шаляпинском фестивале: на этот раз он выступил в роли Радамеса. Сейчас Иван очень востребован в разных театрах, и это не удивительно. Спектакль «Аида» доказал, что тенор Гынгазов абсолютно соответствует формату и традициям Шаляпинских фестивалей, впрочем, как и замечательный баритон Мариинского театра Владислав Сулимский в партии Амонасро.
В роли Амнерис в тот вечер (15 февраля) была меццо-сопрано Лариса Андреева (Московский театр им. Станиславского и Немировича-Данченко). У Ларисы нет каких-то феноменальных природных данных, но то, что она профессионал высокой пробы, – бесспорно, и певица доказала это в очередной раз.
Те, кто пришли в театр на спектакль «Аида», не удивились новой встрече с солистом Большого театра и театра им. Джалиля, выпускником Казанской консерватории Михаилом Казаковым. На этот раз он был в роли Верховного жреца Рамфиса. Казаков поёт много спектаклей на Шаляпинских фестивалях, и все – очень качественно. Вот эти, перечисленные выше артисты, вместе с хором, балетом и мимическим ансамблем театра, оказались чудотворцами спектакля – оперы Дж. Верди «Аида».
Не могу не отметить информационно насыщенную и великолепно иллюстрированную выставку, что по традиции располагается во время фестиваля в главном фойе театра (авторы – Г.Акчурина, Ш.Каримов, А.Флегонтов и Л.Донина). Здесь отражены все юбилейные даты, важнейшие вехи жизни театра, его люди, спектакли, гастролёры… Когда смотришь на фотографии, то невольно вспоминаешь голоса тех артистов, что приносили славу Шаляпинскому фестивалю и всему Татарскому академическому театру оперы и балета им. Джалиля.
Программа XLII Международного оперного фестиваля продолжается.
Николай Рыбинский (Москва-Казань)