Дневник XLII Шаляпинского фестиваля: «Евгений Онегин»
24 ФЕВРАЛЯ 2024
21 февраля в рамках XLII Международного оперного фестиваля имени Ф.И.Шаляпина состоялся спектакль «Евгений Онегин».
Хрестоматийный сюжет «Онегина», безусловно, известен всем, однако о чем по сути эта опера? Ответы могут быть самые разные, но мне видится, что она – об утраченных иллюзиях главных героев... Кстати, у Чайковского по жанру это даже не опера, а лирические сцены. Пётр Ильич сочинил их по одноимённому роману в стихах Пушкина «для господ студентов Московской консерватории». Вот кому Чайковский предназначил своё произведение! Но уж так повелось, что все называют «Евгений Онегин» оперой и бесконечно ставят в театрах...
«Онегину» немало «досталось» за последние десятилетия от расплодившихся по миру «гениев-постановщиков», которые в каждой новой версии не прекращали додумывать и за Пушкина, и за Чайковского, и за либреттиста Шиловского... В 2012 году в Татарском академическом театре оперы и балета им. Джалиля постановщики спектакля «Евгений Онегин» решили вернуться к истокам – решение по нынешним временам смелое, почти революционное. Назову этих «смельчаков» – музыкальный руководитель и дирижёр Михаил Плетнёв, режиссёр Михаил Панджавидзе и художник Игорь Гриневич. Они, полагаю, очень внимательно и с уважением ещё раз прочитали роман Пушкина (кстати, в нынешнем году исполнится 225 лет со дня рождения «солнца русской поэзии») и партитуру Чайковского.
…Вот открывается занавес, и перед нами сельская дворянская усадьба. В декорациях всего спектакля доминирует белый цвет, костюмы персонажей соответствуют эпохе и красочно выделяются на этом фоне (художник по костюмам Людмила Волкова). Дополняет визуальный ряд видеоарт и компьютерная проекция – во всё окно сцены мы видим рукописные строки из романа Пушкина.
В опере «Евгений Онегин», как, пожалуй, ни в какой другой, негласно существуют особые требования к внешним данным главных персонажей, как бы хорошо они ни пели. Надо сказать, времена «полноватых» Татьян и «грузных» Ленских прошли, в чём я вновь убедился, побывав на спектакле в театре имени Джалиля. Состав главных героев получился очень добротным (кастинг-менеджер Елена Остроумова).
В заглавной роли выступил солист Большого театра, «Новой оперы» и Пермского театра оперы и балета Василий Ладюк. Пение и сценическое поведение этого баритона в роли Онегина настолько академично, что кто-то в зале может подумать, а в другой-то роли каким он будет? Поверьте, Василий Ладюк – замечательный певец-актёр, знаю его по другим ролям-партиям. И совершенно справедливо, что на спектакле 21 февраля он имел оглушительный успех. В роли Ленского выступил Алексей Неклюдов (Московский театр «Новая опера»). После арии «Куда, куда, вы удалились…» публика наградила Алексея невероятным шквалом аплодисментов. А я поймал себя на мысли, что любой оперный театр мира хотел бы заполучить такого великолепного лирического тенора на партию Ленского…
Теперь о сёстрах Лариных. Ольгу спела солистка Мариинского театра Екатерина Сергеева. Я её слушал ещё на премьере постановки «Онегина» в 2012 году в театре имени Джалиля, и сейчас убедился вновь – это почти идеальный вариант для такой партии, всё очень органично! Поразительная нюансировка, точность фраз и самого образа Татьяны – то, чем запомнилась сопрано Мариинского театра Екатерина Гончарова. Для меня она лучшая Татьяна здесь, на Шаляпинском фестивале, с момента премьеры!
Михаил Казаков в партии князя Гремина в очередной раз продемонстрировал свои «фирменные» качества – добротность, ровность голоса на всём диапазоне; и по образу он – действительно князь!
Дирижировал спектаклем Андрей Аниханов – опытный и надежный маэстро из Петербурга. На спектакле артисты остаются «один на один» с музыкой, а её во многом «создаёт» дирижёр. Хор театра на этот раз порадовал не только пением, но и дикцией; а ещё артисты хора были настоящими актерами – у каждого своя роль, каждый являлся персонажем, внесшим свой вклад в прошедший со столичным лоском, блистательный спектакль «Евгений Онегин» на 42-м Шаляпинском фестивале.
Николай Рыбинский (Москва-Казань)