Дневник XLII Шаляпинского фестиваля: гала-концерты
02 МАРТА 2024
Оперные гала – это финальные праздничные представления Шаляпинских фестивалей. Традиция их проведения зародилась еще на самом первом фестивале в 1982 году и с тех пор, за редкими исключениями отдельных лет, сохраняется в неизменности. За годы проведения фестиваля гала-программы были, разумеется, разными: например, в прошлом году, в честь 150-летия со дня рождения Ф.И.Шаляпина, получился концептуально выстроенный театрализованный концерт с блистательным басовым парад-алле.
В нынешнем году на гала-концертах XLII Шаляпинского фестиваля выступили солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. Интересно, что аналогичный визит «академистов» был в рамках фестиваля в 2013 году. Прошло более 10 лет, сменилось целое поколение артистов, и перед нами в эти два вечера (29 февраля и 1 марта) предстали 7 певцов и певиц: четыре женских голоса (Екатерина Латышева, Юлия Сулейманова, Татьяна Старкова, Регина Рустамова) и три мужских (Игорь Барбаков, Александр Федоров, Вячеслав Козловский). В концертах приняли участие хор (главный хормейстер – Юрий Карпов) и оркестр (главный дирижер – Ренат Салаватов) Татарского театра оперы и балета им.Мусы Джалиля. За дирижерским пультом зрители увидели Арифа Дадашева (Московский Музыкальный театр им.К.Станиславского и Вл.Немировича-Данченко) и Марко Боэми (Италия).
Театром (режиссер – Светлана Бессонова) и Академией (художественный руководитель – Лариса Гергиева) была составлена интересная, наполненная замечательной музыкой программа. Воплощение её было разным, и это нормально для любого сборного концерта, тем более когда такой программный набор исполняют те, кто только ещё находятся в стадии постижения вокальных премудростей. Из всех «академистов» я для себя выделил артистичную Юлию Сулейманову (лирико-колоратурное сопрано), исполнившую в первом отделении арию Шемаханской царицы из оперы «Золотой петушок» Н.Римского-Корсакова, и очень стильную Екатерину Латышеву (сопрано), спевшую арию Леоноры из «Трубадура» Верди. Солисты-мужчины (два тенора и баритон) имеют хороший потенциал с большими надеждами на будущее. Вот только жаль, что все трое поют исключительно в силовой манере, которая совсем не подходит для того репертуара, что они исполняли, в особенности в первом отделении концерта.
В программе второго отделения доминировала классическая венская оперетта и итальянские песни, которые молодым солистам Академии оказались весьма близки по стилистике, манере исполнения и даже по психофизике. Это сразу же почувствовали зрители театра им. Джалиля, причём, такая реакция была и в первый, и во второй вечер. Каждый спетый номер принимался горячими аплодисментами. Неслучайно я в первом отделении для себя выделил со знаком плюс сопрано Екатерину Латышеву. Именно она заканчивала программу знаменитой песенкой Нинон «Карамболина, Карамболетта…» из оперетты Кальмана «Фиалка Монмартра» и имела с ней оглушительный успех. Концерты завершались вечнозелёной «Застольной» из оперы Верди «Травиата», спетой всеми участниками.
Гала-концерты подвели итоговую черту 42-го Шаляпинского фестиваля – он ушёл в историю. И пока свежи ещё впечатления, нужно непременно вспомнить, что суммарно на протяжении почти месяца публике было представлены 10 оперных спектаклей: 3 русские оперы (Глинка, Мусоргский, Чайковский), 2 оперы Пуччини, по одной – Верди и Россини. Состоялись 2 вокальных камерных концерта в Большом зале им. Сайдашева, 5 просветительских лекций в Национальной библиотеке Татарстана, а на финише - 2 оперных гала. За время фестиваля публика рукоплескала 8 дирижёрам из России и стран ближнего и дальнего зарубежья, оркестру Большого театра и примерно 50 солистам-гастролёрам (кастинг-менеджер Елена Остроумова). Работа по побору солистов совсем не формально-механическая: кастинг певцов, отбор участников спектаклей требует эрудиции, коммуникабельности, знаний по части того, «кто есть кто» на мировом и пост-советском оперном пространстве; эта деятельность имеет множество особенностей, тем более в нынешних тяжёлых геополитических условиях.
Следует вспомнить, что в последние годы фестиваль сопровождает концертная составляющая и просветительские программы. В этом заслуга руководителя литературной частью театра Жанны Мельниковой, музыкального руководителя камерных программ Алсу Барышниковой и всех их единомышленников. Организаторы умеют изящно придумать и концептуально организовать параллельные программы. Камерные концерты стали полнокровными «участниками» Шаляпинских фестивалей неслучайно – мы помним, что Федор Иванович был ещё и великим камерным певцом, выступив за свою жизнь в сотнях концертах. И вот что ещё очень важно! И на концертах, и на просветительских программах Шаляпин-феста я видел много молодых лиц. Значит, как мне кажется, организаторы фестиваля на верном пути!
Вершина «пирамиды» масштабного оперного форума – дирекция Татарского академического театра оперы и балета им.Джалиля во главе с основателем Шаляпин-феста, легендарным директором Рауфалем Мухаметзяновым. От него в конечном итоге зависит на фестивале всё или почти всё: что и кто будет, а кого и чего категорически не будет. Все сотрудники театра в дни фестиваля работают как один слаженный механизм – от билетеров, костюмеров и технических специалистов до административных служб, руководителей творческих коллективов и заместителей директора.
Отражение всей деятельности театра – это отношение к нему казанских поклонников оперы и балета. Тех, кто каждый вечер до отказа заполняет зрительный зал театра имени Джалиля (средняя посещаемость 96%-98% в течение всего сезона). Театр существует для ПУБЛИКИ, а её не обманешь.
Шаляпинский фестиваль уже давно стал брендом не только Татарстана, он широко известен и в России – это неоспоримо. Завершился 42-й форум в Казани, до встречи на фестивале-2025!
Николай Рыбинский (Москва-Казань)