Дневник XLII Шаляпинского фестиваля: «Тоска»
25 ФЕВРАЛЯ 2024
«Сначала публику нужно заинтересовать, потом заинтриговать, а в финале – растрогать до слёз», – такую формулу вывел композитор Джакомо Пуччини для своих опер. Не стала исключением и «Тоска». Кстати, когда постоянные соавторы Пуччини, литераторы Иллика и Джакоза работали над либретто будущей оперы, стало известно, что над тем же сюжетом работает молодой композитор Франкетти. Вскоре Франкетти отказался от своей идеи в пользу автора уже популярных «Богемы» и «Манон Леско», а «Тоска» Пуччини впоследствии стала одной из самых известных и исполняемых опер мирового репертуара.
В афише Шаляпинского фестиваля «Тоска» впервые появилась в 1994 году (постановка была осуществлена в 1993 году режиссером Кристофером Гроссером и художником Игорем Гриневичем), и затем долгое время этот спектакль украшал репертуар театра. Новое обращение к шедевру Пуччини состоялось в 2022 году: сама жизнь продиктовала необходимость нового подхода к спектаклю, так как появилось новое поколение артистов, режиссёров, художников, сильно поменялись театральные технологии.
В «Тоске» три главных действующих лица – классический любовный треугольник: вот только любовь у каждого своя, и каждый платит за свое чувство жизнью. Сюжет развивается стремительно – по времени проходит чуть меньше суток. Это обстоятельство, как мне представляется, держали в голове постановщики спектакля – музыкальный руководитель Марко Боэми, режиссёр Юрий Александров и художник Вячеслав Окунев. Они сотворили спектакль динамичным, красивым, реалистичным и стильным.
В спектакле 23 февраля в роли оперной примадонны Флории Тоски выступила Светлана Касьян (Россия-Италия). Не могу сказать, что эта лучшая Тоска, что мне удалось когда-либо видеть и слышать, но то был хороший уровень для фестивального спектакля и новое для него имя. Знакомить публику с новыми именами – один из принципов Шаляпинского фестиваля!
Ахмед Агади (Мариинский театр) в роли художника Каварадосси оказался движущей силой всего спектакля. Его звонкий голос, темпераментная актёрская игра и пение «на разрыв аорты» покорили публику, наградившую питерского тенора овациями. Мне кажется, что в последнее время Ахмед Агади по своей психофизике и голосовым возможностям всё больше и больше становится образцовым пуччиниевским певцом.
В роли барона Скарпиа выступил Станислав Трифонов (Большой театр Республики Беларусь). Этот баритон часто выступает на казанской сцене и всегда производит на публику ошеломляющее впечатление, в том числе своей мощной фактурой, чему соответствует и его силовая манера пения. Великолепно себя проявили в спектакле хор, оркестр и солисты театра имени Джалиля. Из них я бы выделил молодого, артистичного баса Ирека Фаттахова в партии Ризничего.
Дирижировал спектаклем маэстро Эйюб Кулиев (Азербайджан). Он уже не впервые на Шаляпинском фестивале, и в этот раз вновь уверенно вёл спектакль по волнам плотной пуччиниевской партитуры. Оркестр под его руками пел вместе певцами, соблюдая нужный звуковой баланс. Я заметил, что в Казанской опере в последние годы всё больше и больше внимания уделяют дирижёрам. За сезон разными спектаклями здесь дирижируют до 10 маэстро из разных стран, с хорошей дирижёрской школой и опытом. Это говорит о том, что оперно-балетный театр в Казани не режиссёрский, каких теперь много, а дирижёрский. И это очень хороший знак!
Меньше недели остается до закрытия XLII Шаляпинского фестиваля: впереди нас ждет показ оперы Россини «Севильский цирюльник», два гала-концерта - и форум-2024 уйдёт в историю. Но вот о чем бы мне обязательно хотелось сказать… Я не впервые на замечательном казанском форуме и каждый раз поражаюсь тому, как в период фестиваля максимально мобилизуются все службы театра. В организации фестиваля задействованы исключительно сотрудники коллектива: нет каких-то непонятных барышень, блуждающих по разным кабинетам, как это бывает, поверьте, на других фестивалях и конкурсах... Компактная административная служба театра (главный администратор Елена Яковлева) ежедневно по-деловому встречает, провожает, принимает, размещает в отелях и певцов, и дирижеров, и критиков, и целые творческие коллективы – например, оркестр Большого театра, выступивший на нынешнем фестивале. Сотрудники театра – и те, кого я упоминал в своих дневниках, и многие другие (увы, всех поименно назвать нет возможности) – работают как единый слаженный механизм, браво!
Николай Рыбинский (Москва-Казань)